Производство пива
Никакой
другой напиток не может похвастаться таким разнообразием, как
пиво. Только в Германии насчитывается свыше 1300 пивоварен. Даже
опытные специалисты вряд ли могут отличить пиво одного сорта, но
разных производителей, однако существует довольно много
различий, что и вызывает наше любопытство и неподдельный
интерес. Пиво прежде всего делится на пиво низового и верхового
брожения, в зависимости от используемого сорта дрожжей. Дрожжи
низового брожения немного тяжелее сусла, поэтому после брожения
оседают на дне бочки. Дрожжи верхового брожения, напротив,
всплывают наверх. Кардинальное отличие заключается в температуре
брожения дрожжей: дрожжи верхового брожения любят тепло:
комнатную температуру от 18 до 22 °С. Дрожжам низового брожения
нужен холод, в идеале от 6 до 10 С, что летом возможно толь- ко
в холодильных установках. Можно сделать вывод, что пиво
верхового брожения появилось раньше, чем пиво низового брожения,
причем последнее долгое время было «зимним пивом». К сортам пива
верхового брожения относятся все виды эля, «Altbier », «Kolsch»,
«Saisons» и «Stouts » («Guinness»), но прежде все- го -
пшеничное пиво. Гораздо многочисленнее группа сортов низового
брожения, к которым относятся пльзенское пиво, пор- тер, светлое
экспортное пиво, мартовское, особое, а также «Воск» и «Doppelbock».
Именно в группе низового брожения значительно различается
содержание основного сусла. К сортам с низким содержанием
основного сусла относятся все сорта пива с содержанием экстракта
до 7% (раньше: простое пиво до 5,5%). Разливное пиво содержит от
7 до 11% основного сусла (раньше от 7 до 8%), цельное пиво - от
11 до 16 % и, наконец, крепкое пиво- не менее 16 %.
Самой распространенной категорией является цельное пиво. 8 последнее
время в Германии появляется все больше разливного пива, слабого
или безалкогольного. В качестве примера можно упомянуть светлое,
легкое пшеничное пиво с 8-процентным содержанием основного
сусла, от- лично утоляющее жажду в жар- кие летние дни. Полной
его противоположностью является крепкое мартовское пиво с
16,5-процентным содержанием основного сусла, которое варится не
позднее середины марта, чтобы окончательно созреть до 1 мая,
когда на праздник торжественно открываются бочки. Пиво
подразделяется в Германии не только по содержанию основного
сусла и алкоголя, но и в соответствии с законом о
налогообложении пива. Средняя пивоварня, производящая, например,
120 000 гектолитров цельного пива в год, платит государству
налог на пиво в размере 15 DM за гектолитр, т. е. в общей
сложности 1,8 миллиона DM в год. Мелкие пивоварни платят
соответственно меньший налог, а крупные предприятия,
производящие 200 000 гектолитров пива в год, облагаются налогом
в размере 17 DM за гектолитр. В соответствии с директивами ЕС от
1 января 1993 г. безалкогольное пиво и пиво с низким содержанием
алкоголя до 1,2 объемного процента налогом не облагается. В
других странах действуют примерно те же нормы, т. е. пиво
различается по содержанию основного сусла. Швейцарские пивоварни
делят свое пиво на следующие категории: лагерное пиво с
содержанием основного сусла от 10,5 до 12,0 %, особое пиво - от
11,0 до 13,5 и праздничное пиво (мартовское) - от 12,0 до 13,5%
основного сусла. Для швейцарского безалкогольного и легкого пива
содержание основного сусла законом не установлено. Кроме того,
есть еще и диетическое пиво с содержанием основного сусла от 8
до 9%, пиво «люкс» с содержанием основного сусла не менее 10% и
крепкое пиво с содержанием основного сусла не менее 14%. В этих
сортах пива ячменный солод можно частично заменять солодом из
других злаков. Если какая-то пивоварня выходит на рынок с пивом,
подобным общеизвестному сорту, то это пиво соответственно и
получает общепринятое название - пльзенское, мюнхенское или
дортмундское.
Прежние и новые тенденции Вплоть до недавних пор
германский рынок пива считался очень консервативным. В пивных,
ресторанах и барах Германии на выбор предлагались пльзенское,
экспортное, пшеничное, лагерное пиво, в зависимости от региона и
времени года еще и «Alt», «Kolsch», «Marzen», «Bock», «Doppelbock»,
«Rauchbier», a также другие сорта. Столь широкий ассортимент
сегодня встречается далеко не в каждом питейном заведении. Такие
сорта, как пльзенское, экспортное и лагерное пиво, имеют
значительные региональные различия. Настоящие «пивные академии»,
предлагающие двадцать, тридцать, а то и больше сортов пива, в
наши дни большая редкость. Типичный немец на протяжении многих
лет хранит верность своему любимому сорту. К тому же для многих
владельцев пивных и ресторанов невыгодно включать в ассортимент
множество сортов из экономических соображений, ведь и несколько
сортов пива, как правило, приносят немалый доход.
Пивовары и владельцы питейных заведений стараются производить и продавать
такие сорта пива, которые трудно спутать. Благодаря широкой
рекламе крупных пивоварен, производящих пльзенское пиво в
Германии и в других странах мира, и мероприятиям, направленным
на сохранение имиджа, это пиво пользуется неизменно большой
популярностью. Пльзенское пиво «Premium» повсеместно считается
изысканным напитком, причем его популярность какое- то время
даже угрожала вытеснить с рынка другие сорта пива. Такие
классические сорта, как экспортное (созданное примерно 40 лет
назад как разновидность дортмундского пива), мартовское, темное
(раньше - синоним мюнхенского) или пшеничное пиво, оттеснены на
второй план лишь в международной рекламе, но по-прежнему высоко
ценятся потребителями и пивоварами, особенно в тех местностях,
где они уже стали традиционными. Возросла и популярность пива «Alt»,
которая раньше ограничивалась правым и левым берегами Нижнего
Рейна. Это пиво теперь можно попробовать даже там, где о нем
раньше и не слышали. Пиво этого сорта может иметь довольно
существенные различия в зависимости от производителя. В
последние десять лет наблюдается тенденция роста популярности
пшеничного пива, которое раньше не распространялось за пределы
Швабии и Верхней Баварии. Теперь светлое и темное пшеничное пиво
нашло своих ценителей и севернее долины Майна. Перечислять
различные сорта пива можно до бесконечности, многие из них
известны уже очень давно, но не утратили своей популярности до
сих пор, хотя и стали настоящим раритетом. Например, бамбергское
пиво «Rauchbier», которое по древней традиции производится из
солода, высушенного на открытом огне, причем в качестве дров
используется бук. Некоторые же сорта пива возродились недавно,
прежде всего это нефильтрованные сорта низового брожения,
отличающиеся естественной мутностью. В этих сортах сохраняется
небольшая доля дрожжей, однако их вкусовой спектр достаточно
богат и не ограничивается только вкусом и ароматом дрожжей.
Тщательно профильтрованное пастеризованное пиво, как правило, не
может похвастаться таким богатством вкусовых оттенков. Пиво
низового брожения чаще всего предлагается в бочках
непосредственно на месте производства или в ближайших
окрестностях пивоварни. Популярность такого пива объясняется
желанием насладиться неповторимым шармом древних истоков
пивоварения. Возможно, это лишь всплеск моды. Что ж, поживем -
увидим. Несколько иначе дело обстоит с безалкогольным или
слабоалкогольным пивом. В самом начале его насмешливо именовали
«кастрированным пивом», но именно благодаря ему некоторые
пивоварни между тем добились неплохого оборота.
С тех пор было немало сделано для того, чтобы на рынке появилось хорошее
разливное пиво, на вкус ничем не хуже «настоящего », но
содержащее в несколько раз меньше алкоголя. Применение
технологии изготовления всех слабоалкогольных сортов пива
обходится недешево, и производство таких сортов пива приносит
пивоварам, по их собственному признанию, довольно скромную
прибыль. Эта ситуация может измениться, если производители
предложат в достаточном объеме легкое пиво без дорогостоящего
снижения содержания алкоголя, т. е. заполнят «пробел » от 8 до
11% экстрактивных веществ. Пиво с таким содержанием основного
сусла содержит достаточное количество экстрактивных веществ в
сочетании с низким содержанием алкоголя, а именно, от 3,5 до 4
объемных процентов. Можно предположить, что многие ждут того
момента, когда производство такого пива будет поставлено на
широкую ногу. В последнее время отмечается всплеск интереса к
мелким пивоварням со своими кабачками. Спрос настолько велик,
что в Германии за несколько последних лет появились сотни таких
домашних пивоварен, оснащенных современным оборудованием.
Большинство из них не имеют дополнительного дохода, существуя
только за счет прибыли от пива, которое они варят и разливают
прямо на глазах у посетителей. Однако в основном такими мелкими
пивоварнями владеют крупные пивоваренные заводы. Те фирменные
сорта пива, которые из экономических соображений не производятся
в крупных объемах, пользуются неплохим спросом в ближайших
окрестностях пивоварни, среди ее постоянных посетителей.
Кулинарные изыски удачно дополняются культурными мероприятиями,
привлекающими не только самых преданных любителей пива. Через
одну главу мы расскажем вам, кто, где и какие сорта пива
производит, кто, сколько и с кем пьет этот напиток, каких
изобретений в области пивоварения стоит ожидать, и еще многое
другое.